Это произошло в середине сентября, за рюмочкой чая. Послушав мои пространные рассуждения о том, что есть музыка, как она влияет на нас и т. д., мой друг, состоявший в составе редакции институтской газеты, предложил мне оформить эти мысли в статью. Это было очень интересно, поэтому я согласился придти на ближайшее заседание редколлегии. На том заседании как раз решались важные вопросы по поводу официальной регистрации газеты, заведения электронной почты и т. д., так что, сразу же радушно принятый в состав редакции, я, можно сказать, стоял у истоков газеты с жутким названием «Молодёжный Формат». Первая статья, записанный на бумаге результат моих долгих размышлений, была принята неоднозначно, так как слишком разительно отличалась от общей тематики газеты. Но. так или иначе, несмотря на тонны критики, выливаемой на меня на полумёртвом форуме газеты, я всё ещё нахожусь в составе редакции. А раз так, то и новым статьям – быть!
1.
Вступление (бредовое).
Хэви метал! Здравствуйте, товарищи! Это моя первая статья, и, возможно, она не будет похожа на другие статьи этой газеты. Это просто мои мысли и догадки, которые очень долго зрели, росли и притирались друг к другу. Речь здесь пойдёт о результате жизни и творчества нескольких поколений, тысяч героев, большинство из которых так и остались безымянными. Эти люди сумели создать целый мир со своей историей, своей философией и своими законами. Этот мир постоянно меняется, но в отличие от нашей с вами жизни, подвиги здешних героев не забываются с годами. Имя этого мира – РОК.
2.
История (с сотворения человека).
2.1 Сотворение Человека.
Что бы ни говорили учёные, но человек вряд ли когда-нибудь сможет окончательно познать самого себя, свою природу. Ведь тогда он по праву сможет называть себя Богом! А кому нужен мир, населённый одними богами?
Но, так, или иначе, с тех пор, как наиболее продвинутая часть тогда ещё очень малочисленного человечества слезла с пальм и встала на две ноги, у Человека появилась черта, не позволяющая залезть обратно на такую гостеприимную и безопасную пальму, где нужно только протянуться – и у тебя уже есть вкусный банан. И это, в основном, не отсутствие хвоста и цепких лап (некоторым южным народам это и сейчас абсолютно не мешает). Наверное, продвинутой части человечества (точнее, тогда ещё обезьянничества) было очень тяжело слезать с пальм и превращаться в людей. Многие из них падали и ударялись головой. Плача и кляня мать-Природу, они вставали с карачек и… стоя на земле на двух ногах, видели, слышали и чувствовали немного иначе. Это не значит, что они стали ИНЫМИ, и их забрали в «Ночной дозор». Просто они вдруг заметили, что цветы, на которые они кидали с пальм огрызки и косточки, на самом деле очень красивые (тропики ведь, какая природа!). Что они пахнут хоть и не едой, но всё равно очень приятно. Что птицы, которых они очень мудро научились сбивать палками и камнями, оказывается, умеют очень красиво петь. И этим новоиспечённым Людям сразу же расхотелось лезть обратно на пальмы и кушать бананы. А те, кто вслед за ними осторожно слез на землю потому, что привыкли во всём копировать самых умных и продвинутых, продолжили это полезное занятие, правда, не замечая при этом, что топчут цветы и спугивают птиц, усердно делая вид, что восхищаются ими.
С тех пор прошли миллионы лет, но ведь что может изменить природу человека?
2.2 Искусство.
Итак, Человек восхищается искусством. Оно растёт и развивается вместе с нами. Оно делает нашу жизнь осмысленной и не такой гадкой, какова она там, где живут потомки тех, вторых, слезших с пальм. Ведь они не научились сами создавать красивое. А вытоптав и разогнав то немногое, что дала им природа, стали бить друг друга палками по голове, надеясь поумнеть как их сородичи, первыми слезшие с пальм. Только дубинки с тех пор стали ядерными…
Так что же есть искусство? Как три цвета – красный, жёлтый и синий – дают нам всю палитру, так и искусство держится на трёх китах – Образ, Слово и Звук. И сейчас они в основном существуют в различных сочетаниях. В самом же начале они были отделены друг от друга.
Что ж, обратимся к классике. Классическими Образами завешена вся Третьяковка. Классическое Слово – это, естественно, литература. А классический Звук – это известная нам классическая музыка – Чайковский, Бах, Моцарт и другие. С тех пор очень многое изменилось. И не нам решать, в лучшую, или в худшую сторону.
3.
Рождение современной музыки.
Что же есть современная музыка – вся, от Высоцкого до Верки Сердючки и от «АРИИ» до ТаТу? Это текст, каким бы он ни был, и непосредственно музыка, какой бы она ни была. Причём исторически текст первичен. Ведь в те времена, когда музыкой ещё было пение птиц и шелест листьев, уже ходили по земле первые певцы – скальды, сказители, барды… У каждого народа для них было своё имя, но суть от этого не менялась – это были первые сочинители и исполнители баллад. Да, именно баллад, так что даже самые длинные современные песни по своей продолжительности и смысловой нагрузке, как правило, годятся им разве что во вступление. Это были повести, записанные в стихах, красочные истории о военных походах, новых землях, подвигах Богов… Их полу-пели, полу-рассказывали по нескольку часов, сидя у костра. И каждый бродячий сочинитель был на вес золота. В отличие от летописей, их песни никогда не лгали… За что их создатели и обречены были вечно скитаться, не имея собственного дома. Искусно написанная баллада брала за сердце и детей, и древних стариков, и суровых воинов. Умело управляя словами, певец не просто рассказывал интересную историю, – слова вызывали у людей чувства, люди СОПЕРЕЖИВАЛИ рассказу. Это и есть начало Песни. В дальнейшем, сочинители баллад изготовили музыкальные инструменты и при помощи дополняющих и усиливающих друг друга Музыки и Текста, рассказывали слушателям двойную историю: смысловую и эмоциональную. То есть различные моменты рассказа вызывали у слушателей различные эмоции – печаль, гнев, радость, смех и более сложные чувства, которые трудно передать словами. Это была настоящая магия, способная разжечь в человеке пламя настоящей Жизни, а не пустого и бессмысленного существования. Так окончательно сформировалась Музыка. Она оказалась настолько неисчерпаемой, что вскоре смогла даже обходиться без Текста – ведь история, рассказанная при помощи чувств не менее интересна, чем Баллада из слов. Возьмите любое классическое произведение – и сами в этом убедитесь. Однако здесь есть одна проблема, касающаяся большой части современного человечества.
Помимо любви к искусству, человек может похвастаться и любовью к деньгам. И неудивительно, что внушительная часть искусства стала средством зарабатывания денег. А когда речь идёт о деньгах, очень немногие могут вкладывать душу в источник этих денег. Так что со временем нашёлся один очень умный бизнесмен, сказавший: «Ребята, зачем мы усложняем себе жизнь? Что есть песня? Это текст и музыка. Они рождают в людях эмоции. Ну так давайте возьмём какую-нибудь одну простую эмоцию – любовь, печаль или поросячий восторг (это оказалось особенно удачным), сдобрим её простенькой музыкой и простеньким текстом. В качестве текста очень здорово подойдёт детская считалочка – и слова простые, и ритм есть, так что под неё очень просто и приятно прыгать. Ведь классические танцы такие сложные!». Гениальное открытие! Вы когда-нибудь пробовали прыгать на месте под постоянно повторяющийся ритм и одновременно о чём-нибудь думать? Немного трудновато, не правда ли? А если ещё при этом полураздетые девушки со сцены вдалбливают вам в голову до одури примитивную детскую считалочку типа «Ля-ля-ля, какие мы счастливые!»? А если вы ещё и находитесь в прыгающей толпе, весело повторяющей вслед за певичками короткий и простой текст? Надо быть довольно сильной личностью, чтобы не поддаться этой липкой розовой волне и сохранить какие-то мысли в голове. И все эти люди, счастливо скачущие в толпе, искренне счастливы тупым животным счастьем. Но стоит немного замедлить ритм, и двадцать раз повторить со сцены грустную считалочку – и вот уже толпа погрустнела, а у некоторых особенно чувствительных девушек даже случилась истерика… Вот вам поп-культура, отличное средство управления толпой. Ведь толпа искренне, сама, делает то, что диктует культура. Модно постоянно покупать всё самое продвинутое, о чём круглые сутки взывает реклама. Модно не напрягаться и не задумываться ни над чем, что тебя непосредственно не касается. Модно быть наглым и самоуверенным, не имея под этим никакой почвы. Модно интересоваться только тем, что модно. И вот, все эти люди становятся рабами культуры, за несколько лет созданной Пастухами нашего мира – правительством Западных стран, крупнейшими бизнесменами и психологами. Но эти рабы никогда не поднимут восстание. Они счастливы. Они не в силах понять, что «большие дяди» их просто используют. И на ребят с живой искрой в глазах, одетых в чёрные кожаные куртки, пёстрыё футболки со страшными волосатыми мужиками, или просто в старые джинсы и мешковатые китайские ветровки, эти дети своего века смотрят с опаской, непониманием и жалостью, не зная, что перед ними – последние представители их поколения, кто ещё слышит плач древних сочинителей баллад, чьи оголённые души рвёт своими когтями вырвавшееся на свободу Зло.
Зло всегда рождает Зло.
Зло безумно и оно
Дарит радость лишь своим рабам!
Покорив послушный мир,
Зло устроит страшный пир,
Вознесет хвалу своим Богам
Зло - хозяин, Зло - палач
Эхо множит скорбный плач,
Тишина его уносит прочь.
Зло свершит кровавый суд:
Травы пеплом опадут,
Навсегда наступит Ночь
Легион,
«Хозяин Зла»
4. Рок.
4.1 Рождение.
Но не всегда всё идёт в точности так, как хочется Пастухам. Для того чтобы было легче управлять толпой, они посеяли в созданной ими новой культуре зёрна «свободы». Но это была не та Свобода, которую своей кровью добывали наши деды в пламени Великой Отечественной. Новая свобода была под стать новой культуре – такая же разлагающая мозги, невнятная розовая волна. И то, что она вызывает в толпе, можно сравнить с пиром во время чумы. Патриотизм? Преданность? Честность? Зачем? Ведь ты свободен! Ты никому ничего не должен, это тебе все должны. А эти странные слова – просто пережиток варварского прошлого. Зачем самому тратить бесценную жизнь на то, чтобы другим стало чуточку лучше? Лучше уж поскорее урвать у этих других кусок побольше, пока сил и наглости хватает! А счастье для всех пусть делает президент, правительство… Ведь они так любят всех нас, так заботятся! Поэтому, когда кто-нибудь из них появляется на публике, вокруг всегда собирается визжащая от восторга толпа, трясущая флагами и кричащая «Ура! Россия! Президент!». Вон, какие патриоты!
Но нашлись люди, пропустившие зёрна этой новой свободы через мозги, а не через желудок. Они уже были свободны с самого рождения, а эта новая «свобода» лишь дала им больше силы. И Пастухам, глядя на них, оставалось лишь грозить кулаком и «резко критиковать»: ведь нельзя же отменить бережно выращенную «свободу», чтобы лишить её небольшую группу людей, стоящую особняком. Ведь тех, кто не заглотил наживку, так мало по сравнению с толпой! А эти немногие добровольные изгои сумели из древних баллад вырастить свою собственную культуру, свою философию и свои законы; светлее, честнее и выше, чем культура, насаженная Пастухами. Имя ей – РОК.
Потомки сочинителей баллад попытались возродить дела жизни своих предков. Новые Баллады получились очень разными: красочные сказки о борьбе Добра и Зла; стремительные образы, взрывающиеся бурей чувств, весёлые или яростные, неподдельно печальные или мудрые. И, конечно, появились Баллады об истинной и высокой Свободе. Музыка этих песен тоже была необычной, в ней слышался яростный рёв битвы за Свободу и шелест ветра в высокой траве, чистый звон струн души безымянного героя и неспешный бег солнца по небу. Эти песни заставляют переосмыслить собственную жизнь, зовут вскочить и броситься в яростный бой за Свободу и Счастье для всего человечества. Они заставляют отречься от стада, где не нужно думать самому. Музыка захлёстывает мощнейшим потоком пламенной энергии, даёт небывалые силы и ясность ума. И когда песня кончается и натиск чувств спадает, бывает очень тоскливо возвращаться назад в наш мир.
Естественно, такого мастерства достигли не все новые создатели Баллад. Одни не обладали достаточным талантом, другие не выдержали тяжёлого боя с сытой и богатой поп-культурой, а третьим просто не повезло. Естественно, были и такие, которые использовали Рок как маску, пытаясь использовать его для достижения целей Пастухов. К сожалению, в настоящее время таких становится всё больше, и некоторые покупаются на эти маски.
4.2 Течения.
Так что же такое рок-музыка? И однозначны ли меланхоличные КИНОманы, продвинутые поклонники Земфиры и лохматые, звенящие цепями металлисты? В наше время в рок-музыке существуют сотни абсолютно разных направлений. За время её бурного существования и постоянного развития, многие музыканты стали всё дальше отходить от классического стиля. Конечно, самым талантливым из них удалось создать что-то очень качественное и уникальное, однако же, большинство не привнесло в рок ничего хорошего. Музыка становилась всё примитивнее, а когда в их распоряжении появились компьютерные средства, некоторые увлеклись ими настолько, что в их музыке не осталось ничего живого. Тексты их песен тоже никак нельзя назвать Балладами – ведь для этого нужен огромный талант, божий дар, а ведь всем хочется почувствовать себя хоть и второсортным, но всё же поэтом! Таким образом, видимая грань между роком и поп-музыкой постепенно стёрлась, ведь главное отличие – глубокие тексты и красивая, насыщенная музыка, – перестало быть характерным для многих групп. И у этих второсортных рок-групп, повсеместно возникающих как грибы после дождя, появились свои, второсортные поклонники. Привыкшие тупо «колбаситься» под попсу, они очень обрадовались более красивой музыке и более длинным «считалочкам». Некоторые, особенно продвинутые индивидуумы даже начали находить в этих песнях скрытый философский смысл, который было совсем несложно уловить из-за абсолютной абстрактности текстов. В силу отсутствия хоть какого-нибудь таланта, их создатель не может придумать приятную музыку и красивый текст, поэтому он пользуется очень интересной технологией. Он просто пытается передать в ней своё НАСТРОЕНИЕ. То есть он придумывает несколько фраз, в лучшем случае представляющих собой какую-нибудь простую историю, рассовывает их по куплетам будущей песни, а пустоты заполняет разными словами, как правило, не относящимися к этим фразам, но поддерживающим общую атмосферу песни. Пользуясь терминологией художников, получается своеобразная «музыкальная абстракция», которую слушатель может трактовать в зависимости от своего воображения. В идеале, эти песни должны, не рассказывая конкретной истории, просто заставлять испытывать те или иные эмоции. Но это в идеале. А то, что проделывают у нас – получается чёрт-те что. Конечно, такой принцип не всегда является генератором экономически выгодных второсортных песен – взять хотя бы песню В. С. Высоцкого «Порвали парус». По его собственным словам, он просто сочинил своеобразный набор не связанных друг с другом тревожных фраз, и получилась великолепная песня. Так что если у создателя песни есть талант, – то не важно, по какому принципу он её пишет. А наша проблема – в том, что, как я уже говорил, навеянная Пастухами «свобода», пропагандирующая беспочвенную наглость и самоуверенность, побуждает толпы обделённых талантом и умом людей строить из себя великих музыкантов.
Но ведь существуют же люди, привыкшие по-старинке слушать песни, а не «колбаситься» под них! По ошибке, попытавшись вникнуть в смысл тех песен, что крутят по радио и по музыкальным телеканалам, может накрепко расхотеться слушать музыку вообще. Конечно, если не вслушиваться в слова песни, воспринимать певца как ещё один музыкальный инструмент (причём самый главный, ведь именно он выполняет основную работу по передаче настроения слушателю), можно вполне успешно слушать почти любую музыку. Но привычка часто отключать мозги может стать довольно опасной…
4.3 «Тяжеляк»
Волна лже-рокеров оказала на всю рок-музыку очень сильное воздействие. Ведь поскольку наименование «рок-музыка» распространяется и на них, это словосочетание уже давно утратило своё магическое звучание. Сейчас роком называют практически всё – от «Машины Времени», по сути, играющей блюз, до народно-патриотического ансамбля «Лбюэ». И, конечно, сюда же подвели типично попсовые коллективы типа Земфиры, «Воплей Вiдоплясова» и пр. А так как, естественно, эти попсовые коллективы получили огромное влияние, настоящий классический рок на их фоне стали называть «тяжеляком», «металлом» – он слишком непривычно и жёстко звучал для забитых мягкой попсовой ватой ушей. Конечно, сейчас не средние века, и святая инквизиция не сжигает на кострах тех, кто слишком сильно выделяется из толпы, однако искусственно созданные стереотипы для многих являются серьёзной проблемой для вступления в Металлическое Братство. Существует стереотип об агрессивности металлистов – вот уж величайшая глупость! Придите на любой металлический концерт, или хотя бы посмотрите его по телевизору – и вы сами убедитесь в этом. Во-первых, вслушайтесь в песни. В них при всём желании нельзя найти никакой агрессии (правда, для этого нужно именно вникнуть в смысл текста, а не просто по привычке ловить отдельные слова). Посмотрите на самих музыкантов, посмотрите им в глаза, и сравните их живой блеск с тупым выражением глаз любой попсовой певички. Посмотрите на фанатов – это не тупо скачущая на дискотеке толпа, – здесь вы увидите разум в глазах людей. Они все переполнены энергией, она бьёт ключом, но не задевает окружающих. Отбросьте искусственно сформированные стереотипы и спросите у любого металлиста, видел ли он хоть раз драку на концерте? Я уверен, что он только посмеётся, – ведь все, кто приходит на концерт, составляют одно сплочённое Металлическое Братство, причём все эти люди, как правило, очень разные, всех возрастов и направлений. Каждый концерт – это экстаз, праздник жизни, целый магический мир красочных Баллад и красивейшей музыки.
Конечно, вы можете обвинить меня в предвзятости, – мол, тупой металлюга привык слушать свою «камнедробилку», и хочет, чтобы все стали такими же, как он. Нет, я никого ни к чему не призываю, я просто хочу изложить свою точку зрения, свой взгляд на рок-музыку, её развитие и философию. Чем жить и во что верить – целиком ваше дело. Мне остаётся только надеяться, что из этой статьи вы почерпнули для себя что-то новое; если же она заставила вас крепко задуматься – я просто счастлив!
До встречи!
Лёха «Galogen», 20.09.2005.
От аффтора
Здрассьте! Похоже, могучие северные боги в очередной раз помогли мне и всем, кто сам не зная этого, всё ещё остаётся им верен. Первая статья (надеюсь, вы её читали), вполне нормально воспринялась редакцией, и меня не только не выгнали из газеты за неподдержание «культуры большинства», но и дали вести целую рубрику.
Слава тебе, мудрый Один; славьтесь и другие могучие боги! Теперь в нашем любимом городке можно будет достать не только сумасшедше дорогой DarkCity, но и бесплатную газетку «Молодёжный формат», в которой, я очень надеюсь, смогут найти что-то интересное для себя Металлические Братья.
Вступление (От аффтора – 2)
В прошлой статье, дай Бог памяти, я рассуждал на тему «музыки вообще» и лишь в конце затронул тему «металла», его философского и морального смысла. Мне кажется, что та статья была достаточно абстрактной и общей для того, чтобы её могли читать не только металлисты, но и просто интересующиеся. К сожалению, эта статья будет посложнее для восприятия; здесь я буду говорить о людях и понятиях, не знакомых широкой публике. Конечно, я постараюсь дать максимально обширные пояснения, но если уж что-нибудь пропущу или недостаточно понятно объясню – уж не обессудьте! Присылайте письма с вопросами на наш адрес (mformat@mail.ru), с пометкой Galogen’у – отвечу всем кроме спамеров! Я очень надеюсь, что моя рубрика поможет кому-то открыть для себя мир тяжёлой музыки, а самим металлистам даст почву для размышлений, для сравнения своего и моего мнений. Конечно, я не беру на себя право истины в последней инстанции, я просто излагаю своё мнение и свои выводы.
О проблемах понимания и глубоком смысле
Честно говоря, хотя я иногда ношу футболку группы Manowar, это одно из немногих исключений, когда я слушаю иностранные группы. И это не из-за того, что я какой-нибудь сумасшедший патриот и ненавистник Запада. Ведь и рок, и металл придумали у них, – на что же здесь обижаться? Причина совсем другая. Просто для меня металл – это в первую очередь текст, а уже потом – музыка. В предыдущей статье уже поднимался вопрос о первичности музыки и текста, и о вытекающих из этого двух принципах построения песен. Здесь же я хочу показать это на конкретных примерах. А какой может быть пример, когда из спетой по-английски песни удаётся уловить около четверти смысла, да и его понять коряво? Конечно, музыка сама по себе понятна и без слов, но всё же её одной ничтожно мало для того чтобы понять, о чём нам хотят рассказать в песне. В принципе, очень хорошо зная английский, можно разобрать и перевести все слова, но даже тогда поймёте ли вы весь смысл?
Сейчас я приведу яркий пример из творчества горячо любимой мной группы «Ария»:
Духи далеких гор
Мчатся во весь опор,
В огне твой край
Молятся на Восток,
Режут людей, как скот,
И рвутся в рай...
А у нас за душой -
Небес простор
И вечный спор -
Кто чужой, а кто свой
Каждый из нас - мишень,
Прячься, не прячься в тень -
Везде найдут,
В спину стреляют здесь,
Продано все, что есть,
Свои сдают!
Веру предков сожгли,
Но тень ее -
Среди лесов...
Слушай голос земли
Имя
тебе - Патриот,
Кто
не помнит корней, не поймет
В
сердце огонь не погас,
Кто
не с нами, тот против нас!
Против
нас!
Выход у нас один -
Выстрел и в сердце - клин,
Прикрой меня!
Мертвым оставь покой,
Действуй, пока живой -
Идет война...
Кровь течет по камням,
Забудь про все,
Иди вперед,
Слушай голос огня!
<...>
Ария, Патриот (В. Холстинин - М. Пушкина)
Поверьте мне, вот так читая текст песни вам намного проще вникнуть в её смысл, чем если бы вы просто слушали её. Помимо того, что вы можете спокойно и не торопясь вникать в смысл каждой строчки, вы ещё и не слышите музыку. Конечно же, музыка у этой песни просто отличная, – что как раз очень многим и мешает вникать в смысл текста. Да и смысл здесь лежит не на самом верху – по сути песня – просто очередной металлический боевичок, рисующий яркие кровавые картины. Но стоит присмотреться – и…
1) В первом куплете поётся про организованную группу людей, которые:
А) Живут в горных районах и от лица автора (а значит – и от нашего лица, ведь, слушая песню, мы, по идее, должны сопереживать, в данном случае – именно автору) именуются «духами».
Б) Исповедуют религию, подразумевающую моление лицом к востоку, тотальное уничтожение людей, не согласных с этой верой (ведь если в песне не сказано «режут своих как скот», – значит, режут они всех кроме своих, «молящихся на восток». А своих, как раз, сдают наши, причём за деньги – строчка выше: «Продано все, что есть» ясно говорит об этом).
В) За правильное соблюдение пунктов А) и Б) попадают в рай.
2) Далее по тексту выясняется, что:
А) Настало довольно-таки смутное время, когда не понятно, кто друг, а кто – враг; когда даже друзья становятся ненадёжными от того, что никто не чувствует себя в безопасности, и перед каждым лежит вопрос – быть убитым или купленным.
Б) Ещё не так давно были сломаны прежние устои, «вера предков», но ничего вразумительного взамен не было предложено. Поэтому всем остаётся только слушать «голос земли». (Кстати, не тот ли это голос, который услышали Минин и Пожарский? А то надо бы предложить исполнять эту песню с оркестром на Красной площади в честь нового праздника.)
3) Вот оно! Наконец-то нашлись патриоты – люди, услышавшие «голос земли»! И, как Минин и Пожарский, они освобождают свою землю от новых интервентов. Правда, при этом, они уже больше прислушиваются к «голосу огня», чем к «голосу земли»…
Вот вам классика отечественного хэви-метала. Как, скажите мне, можно найти такой же глубокий смысл в песнях, спетых по-английски? Максимум того, что мы увидим – всё тот же яростный боевичок, или красочная сказка. Но вся рок-музыка, и металл в частности – это протест! Протест против унижения бывшего ранее великим, русского народа. Против захлестнувшей весь мир наркомании. Против того, что миллионы людей по всей земле не живут, а существуют!
"Пока ты жив, не умирай.
На этот мир взгляни -
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!
Но ходят и смеются,
Не зная, что их нет…
Не торопи свой смертный час", -
Она сказала мне…
Ария, Там высоко (В. Дубинин - М. Пушкина)
О бессмертии «души»
Честно говоря, когда, несколько лет назад, я услышал жуткую новость – «Ария» разваливается, её покидает Кипелов (впоследствии организовавший одноимённую группу), а также отличнейший барабанщик – А. Манякин и виртуозный гитарист С. Терентьев, – для меня это было равносильно смерти близкого человека. Я неделю ходил подавленный. Но вот, «Ария» вернулась с новым составом, а вскоре выпустила новый альбом, первую песню из которого мы только что разобрали. И те, кто слушал в «Арии» тексты, а не голос Кипелова, понял, что сменив голос, «Ария» не сменила «душу». Ведь, хотя после развала осталось всего два человека – не стоит забывать, что это и была сама «Ария» – её основатель и идейный вдохновитель – Владимир Холстинин и его друг, основной композитор группы – Виталий Дубинин. Тексты же, начиная с первого альбома в далёком 1985 году им писала поэтесса Маргарита Анатольевна Пушкина (и, частично, поэт Александр Елин), так что здесь вообще никаких проблем не возникло! Кстати, она же теперь пишет тексты и Кипелову, а также множеству других групп, среди которых и два других результата предыдущих развалов «Арии» – «Мастер» и «Маврик». Та часть бывших «арийцев», которая, как выяснилось, на самом деле слушала голос Кипелова, а не «Арию», сразу же отказалась принимать обновлённую группу и стала фанатами Кипелова. Конечно, я не спорю, что и оставшаяся «Ария», и Кипелов что-то потеряли, разъединившись, однако же, по сути, и те и другие стали тем, к чему стремились но чего не давали друг другу – музыка «Арии» стала жёстче, а Кипелова – мягче и спокойнее.
Не нам рассуждать о причинах и мотивах действий музыкантов, но мне ясно одно – люди, на протяжении 20 лет так энергично отдававшие себя музыке, не побоявшиеся пойти против советской идеологии, и своим потом и кровью создавшие в России хэви-метал знают, что делают. Если уж группе пришлось расстаться со сказочным голосом Кипелова, с потрясающей игрой Манякина, а ранее – Маврина и Грановского – значит, на то были веские причины. Однако, совершенно ясно одно – эти люди никогда не предадут высокие идеалы ими же созданного Русского Металла, а их имена – всех, кто когда-либо участвовал в «Арии», но потом покинул её, – будут навеки вписаны в историю Настоящей Музыки и навечно останутся в памяти людей, выросших на их музыке.
Бог в помощь!
Если вас заинтересовала эта тема, могу порекомендовать вам:
Послушать
Вообще то я бы
порекомендовал послушать всю «Арию», «Мастера», «Маврика», «Кипелова» и много
кого ещё, но если уж говорить об этой конкретной статье:
Патриот (В. Холстинин - М. Пушкина)
Крещение огнем (В. Дубинин - М. Пушкина)
Там высоко (В. Дубинин - М. Пушкина)
Белый флаг (В. Холстинин - А. Елин)
(Альбом «Крещение огнем»)
Ангельская пыль'94 (В.
Дубинин / В. Холстинин - М. Пушкина)
Свобода ("White Lion" -
М. Пушкина)
Герой асфальта'99 (В. Дубинин / В.
Маврин - М. Пушкина)
Беспечный ангел ("Golden
Earring" - М. Пушкина)
(Альбом «Штиль»)
Химера (В. Холстинин /
В. Кипелов - А. Елин)
Штиль (В. Дубинин - М. Пушкина)
Тебе дадут знак (В. Холстинин - А.
Елин)
(Альбом «Химера»)
Беги за солнцем (В.
Дубинин - М. Пушкина)
Обман (В. Холстинин / В. Дубинин -
М. Пушкина)
Замкнутый круг (В. Холстинин - М.
Пушкина)
(Альбом «Генератор Зла»)
Почитать:
«Ария, легенда о динозавре» – библия всех фанатов «Арии», подробная и очень увлекательная история группы.
«Ария Маргариты» – библия № 2. Эту книгу написала автор 90% всех арийских песен Маргарита Анатольевна Пушкина. В книге она разъясняет историю создания и смысл многих песен.
Лёха “Galogen”, 13.11.2005
Пламенный металлический привет всем нашим дорогим читателям! Чтобы вы не так скучали, из номера в номер читая про такие серьёзные материи как размышления о природе музыки и поиске души группы «Ария», в этом, третьем и, поэтому отчасти юбилейном номере нашей газеты я попробовал внести определённое (хоть и не коренное) разнообразие и взять интервью у представителя достаточно малочисленной в нашем институте, но всё же крепко пустившей корни готической культуры.
– Приветствуем всех наших маленьких зрителей и тех, кто постарше!
Сегодня мы будем говорить о том, что мало кто замечает, но на самом деле оно
есть. Эта вещь называется готической музыкой, и существует целая готическая
культура. В принципе, для людей, не интересующихся тяжёлой музыкой, все её
любители могут показаться одинаковыми; но, хотя, безусловно, у всех этих людей
есть много общего, между ними существует и огромная бездна различий. Итак,
сегодня у нас в гостях очень интересный человек, искренний любитель готической
музыки, который в силу своих возможностей постарается объяснить нам суть этого
направления.
– Приветствую!
– Расскажи, пожалуйста, что такое готика и как ты её видишь.
– Готика сейчас – это современная молодёжная субкультура, во-первых, а не культура; подразумевающая под собой определённо немного другой, отличающийся взгляд на жизнь, от, соответственно, взгляда обычной молодёжи, слушающей всё подряд. Основное отличие заключается в более вдумчивом анализе окружающего мира, в стремлении к пониманию всего, что происходит вокруг, а не просто проживание выделенных нам сверху часов. Если добавить конкретики, то я могу сказать, что готика основана на культе смерти, темноты, ну и немножко разврата. Если ещё конкретнее сказать, то представители готической культуры обычно занимаются разнообразными искусствами, то есть они – довольно творческие люди, или, по крайней мере, стараются быть ими.
– Ну, я так понимаю, что это искусство имеет определённую
направленность?
– Да. В основном, направленность, как я уже сказал, – ко тьме, к смерти, к их холодной романтике, – то есть не слишком актуальным для современной молодёжи вопросам, но, в своё время, очень важным в духовном плане. Так, готы любят, даже не только любят, а некоторые даже живут тем, что пишут стихи, песни, рисуют картины и занимаются другим творчеством, вплоть до фотографии, касательно данной тематики, и вкладывающие в это определенный смысл. Не надо, конечно, забывать, что это всё же – нормальные люди, а не помешанные на культе тьмы и вообще всего плохого.
– Значит ли это, что готику можно сравнить с неким «Культом Смерти»?
– Культ Смерти – не совсем адекватное название. Слово «культ» подразумевает под собой поклонение, подчинение, а готы всего лишь черпают из тёмных понятий, образов и музыки вдохновение и эмоции…
– То есть тот факт, что некоторые видят в готах сатанистов, является полной глупостью, я правильно понял?
– Не совсем. Готы пересекаются в некоторых смыслах с сатанистами: во-первых, конечно, внешний вид, атрибутика – здесь может слегка присутствовать сатанинская тематика, – и у готов, и, даже у других направлений тяжёлой музыки… Однако, из-за нежелания некоторых политиков вникать в суть этих различий, у готов часто возникали проблемы. Например, был случай, когда сатанисты убили одного своего «соратника», а потом в этом обвинили готическую группу, из-за чего готы стали приравниваться государственным аппаратом к сатанистам. Но готы и само готическое направление никого не призывает к себе, в отличие от некоторых других культур – к готике люди приходят добровольно, когда находят себя в этом. В отличие от сатанистов, они могут быть совершенно свободны в выборе своей религии – то есть все готы могут делиться и на христиан, и на сатанистов, и на атеистов, и, даже, мне знакомы случаи язычества, довольно частые, кстати.
– Это не так уж удивительно, особенно на фоне того, что центром
современной тяжёлой музыки постепенно становится Скандинавия, а скандинавское
язычество – «Асатру», то есть вера в северных богов-воинов и их битву с
«Асами» – силами тьмы в лице великанов, троллей и других сверхъестественных
чудовищ, является одной из самых красивых форм язычества в мире, и очень
интересна.
– Да, я согласен. Для многих готов «Асатру» очень актуально, да и сама готика во многом переплетается с этой верой; особенно она распространена в готической атрибутике.
– Ты уже очень много рассказал про готику как культуру, но ведь готика
– это в первую очередь музыка. Что ты можешь рассказать о ней?
– Готическая музыка произошла из пост-панка в конце 70-х. Началом этого направления стала одна песня (по утверждению многих экспертов) – песня панк-группы «Bauhaus», названная «Bella Lugosi is dead», и посвящённая актёру, сыгравшего свою лучшую роль как Граф Дракула. Тёмная атмосфера песни, не свойственная для панк-музыки, была очень быстро подхвачена другими группами, которые нашли в этом свой путь. И уже из них начали появляться отдельные готик-группы, играющие, соответсвенно, готик-рок, а позже и готик-металл. Из мэтров готической музыки можно назвать «Children Of Bodom», «Fields Of The Nephilim», «Cure», тот же самый «Bauhaus»… и завершает картину уже ставшая готической классикой группа «Lacrimosa»; 15 лет на сцене – это, конечно не шутка. И, хотя многие считают эту группу ещё достаточно молодой, – всё равно она уже заслужила уважение всех без исключения готов во всём мире. Хотя не многие страны поддерживают готик-культуру и имеют у себя приверженцев этой идеологии, в основном самое большое распространение готика имеет в таких странах как Финляндия, Германия и Англия. Это страны-прародительницы самых известных готик-групп.
– А какова в нашей стране ситуация с готикой? Существуют ли группы, которые хотя бы пытаются копировать признанных исполнителей?
– Да нет, копируют мировых классиков, в основном, почти неизвестные группы, а те, кто имеет настоящую известность в России, – широко распространённые – в свою очередь, имеют свой собственный стиль. Из таких групп я могу назвать, на мой взгляд, самую главную готическую группу нашей страны, играющую не готический рок и не готический металл, а готический Folk-Industrial – это группа «Satarial» из Мытищ. В их творчестве присутствует множество исконно-русских мотивов, пронизанных западным готическим стилем. Но в глобальном плане готика в России сейчас очень слабо развита, может быть, потому, что никому и не надо её развивать. Конечно, в нашей стране очень много, даже, по-моему, слишком много поклонников псевдо-готических групп, которые могут назвать себя готами, но на практике таковыми не являются совершенно. И противоположный пример – есть много готов, которые могут считаться настоящими, но не хотят соответствовать им во всём… Хотя, это, конечно – их выбор.
– То есть, возможно, не каждому по плечу быть собой в этом мире и в
этом обществе?
– Да, правильно. Сейчас современное общество очень давит на неформалов, многие из которых прогибаются под этим давлением и стараются быть как можно ближе к толпе, как можно серее, чтобы не дай Бог не быть кем-то задеты за свою неформальность, хотя в душе они по-прежнему остаются неформалами. Я не думаю, что их можно за это судить. Однако, большинству готов всё-таки именно нравится их внешний вид – не только потому, что… Даже совсем не потому что это соответствует каким-то канонам готики, а просто это – ИХ. То есть они именно хотят носить эту одежду и эту атрибутику – это сугубо добровольный выбор.
– Как часто ты лично сталкивался с проблемой непонимания твоей культуры
и твоего образа жизни?
– Да постоянно. Я часто слышу в транспорте, да и вообще на улице – среди прохожих разносится всякий ропот, типа того – «что эти клёпки делают на куртке вот этого милого мальчика?» – или что-то в этом роде. Это, конечно, – не самое страшное, но уже вызывает смешанные чувства.
– Это очень хорошо, потому что многие из этих людей будут читать нашу газету и ужасаться.
– Да, пожелаем им удачи!
– Присоединяюсь. Можно долго спорить о том, стоит ли всеми силами
стараться идти против общества, «раскачивать этот мир», но, тем не менее,
готика, как и многие другие неформальные течения, незримо пронизывает нашу повседневную
жизнь и иногда может вдруг появиться там, где мы её не замечаем, или просто не
видим.
– Да, это действительно так. Часто некоторые люди используют готику как довольно необычное средство наживы. В основном, готика используется режиссёрами как некоторая экзотика для обычных людей. Это довольно часто происходит, например, при создании мультиков, таких как «Кошмар перед Рождеством» или «Труп невесты», или даже в таких фильмах как Ночной- и Дневной Дозор, в которых на самом деле нет никакого готического смысла, подоплёки – режиссёры не стараются вызвать действительно глубокие чувства у людей, заставить их задуматься. В основном, они используют готику просто для разнообразия ежедневного рациона потребления всех этих продуктов информационной сферы – и люди, конечно, покупаются на это, потому что это им в новинку, для них это необычно. Поэтому некоторые очень неплохо зарабатывают на готической культуре, просто эксплуатируют её.
– Ну, в наше время ни одна, даже самая чистая идея не застрахована от использования в целях собственного обогащения…
– Ну, всё-таки это вызывает у нас некоторое негодование: ведь предмет нашей философии так нещадно эксплуатируется во благо тому, что нам противно – то есть нас бьют нашим же оружием, что, конечно же, не может быть очень приятным.
– Что ж, это очень жаль слышать. Итак, становится понятно, что готическая культура является не такой простой, какой выглядит на первый взгляд. Под занавес нашей встречи остаётся только спросить, что ты можешь сказать от себя.
– Я могу сказать, что если человек действительно заинтересован и находит себя в негативных эмоциях, может получать от них какое-то эстетическое удовольствие, имеет творческие задатки, или хотя бы желание творить, то он вполне может найти себя в готике. Просто, некоторые не знают о себе слишком многое, а ведь можно открыть себя через подобную музыку, если, конечно, это получится. Если это получится – это будет очень хорошо для человека. Если же нет – значит, это никогда не было ЕГО.
– Понятно. В принципе, можно сказать, что почва для размышлений и
творчества может быть любой, так что, действительно, как поёт Catharsis, «Каждому свой путь, и у каждого – свой ад и небеса».
– Совершенно согласен.
– Ну вот, на этом и всё. Остаётся только поблагодарить нашего
сегодняшнего гостя и пожелать ему и всем нашим читателям всего самого
наилучшего.
06.03.2006